• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ян де Грооф профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) о необходимости искать новые способы финансирования образования

16 апреля на семинаре Института образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Актуальные тенденции в образовательном праве и политике в Европе» выступил профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) Ян де Грооф.

Что объединяет Европу?

Общее образовательное пространство должно подкрепляться согласованностью законодательства. Именно здесь «зарыта» проблема. В России законов слишком много, но еще больше проблем с их реализацией

Несколько недель назад в Европейском союзе прошли очередные обследования общественного мнения. Респонденты отвечали на вопрос о том, на что следует обратить внимание политикам, чтобы ЕС в будущем становился все крепче и нерушимее. Самый популярный ответ — «на образование». Именно образование — один из важнейших элементов формирования общеевропейской идентичности. Но чтобы стать действительно общеевропейским, образование должно скрепляться общими принципами в законодательстве. Такими принципами являются сравнимость законодательных актов, регулирующих образование, и в целом гармонизация законодательных систем, особенно в части актов, регулирующих мобильность студентов и профессоров. Без общих надежных и признанных всеми странами ЕС юридических практик в сфере образования не будет доверия, а значит, не будет фундамента для будущего развития.

Политики давно говорят о возможностях создания общего пространства России и Европы в сфере образования. И в этом направлении уже делаются определенные шаги. К примеру, Россия стала неотъемлемой частью Болонской системы. Но общее образовательное пространство должно подкрепляться согласованностью законодательства. Именно здесь «зарыта» проблема. В России законов слишком много, но еще больше проблем с их реализацией. Впрочем, законы об образовании в нашей стране не так уж плохи.

 

О чем говорили в Сочи с министром Днепровым?

В 1991 году Ян де Грооф был в России по приглашению Эдуарда Днепрова, первого министра образования Российской Федерации. Прогуливаясь по улицам Сочи, они обсуждали, что делать с российским образованием. Дел предстояло много: разрушить монополию издательства «Просвещения» на учебники, решить проблему преподавания языков и самое главное — создать новое право в сфере образования, сформировать такую систему законов, которая будет стимулировать развитие образования в России.

«Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 мы, юристы, считали шедевром», — отметил докладчик и добавил: «Он утверждал автономию образовательных учреждений, децентрализацию системы образования, доступ к образованию гражданского общества и ряд других новых принципов функционирования системы, включая приоритет общечеловеческих ценностей, свободу развития личности и плюрализм. Это был гигантский шаг вперед.… В ближайшие дни мы будем обсуждать новый российский закон «Об образовании». Я уже посмотрел текст закона, и он мне нравится».

 

Почему сокращаются государственные инвестиции?

В европейских странах государственные и частные школы имеют равный статус. Причем частные школы — необязательно коммерческие. Это могут быть школы, которые руководствуются идеей социальной ответственности, или школы, основанные религиозными деятелями. Лучшие западные университеты — Стэндфордский, Йельский, Гарвардский — это частные вузы. Образованию необходимо разнообразие. На западе принцип плюрализма — это одновременно и ценность, и правовая норма.

Университет — это учреждение, где совмещаются научные исследования и образовательная деятельность, где создается общественное благо

Плюрализм тесно связан с проблемой приватизации в образовании. По словам докладчика, об этом рано или поздно придется задуматься всем странам. Приток студентов в университеты растет. Но государство не может финансировать всех. В Европе государственные инвестиции в вузы постепенно сокращаются. А значит нужно искать новые способы финансирования образования, в том числе через рост частных инвестиций, создание частных вузов и приватизацию вузов государственных. И все же любые коммерческие инициативы в области образования нужно реализовывать, помня о том, что такое университет. Прежде всего, университет — это учреждение, где совмещаются научные исследования и образовательная деятельность, где создается общественное благо. Университеты должны работать в интересах общества, а не государства или частных компаний.

 

Где заканчивается частное и начинается государственное?

Дискуссант, заведующий центром образовательных программ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Анатолий Капустин отметил, что в России сегодня активно обсуждается проблема коммерциализации образования. Но частное финансирование нужно не везде. Так, мировой опыт показывает, что инженерное образование должно находиться под особой опекой государства, если государство не хочет стать технически отсталым. Государство должно не только давать вузам деньги, но и формировать целевой заказ на подготовку конкретных специалистов.

По словам директора Института развития образования Ирины Абанкиной, Ян де Грооф представил российским коллегам очень «партнерский» доклад, который позволяет откровенно поговорить о наших проблемах. К примеру, о том, что в новом законе «Об образовании» мы не сделали ни шагу вперед с точки зрения развития современных экономических механизмов, а так и остались в рамках государственных обязательств финансирования образования. Закон не помогает нам выйти на рынки современных технологий, инноваций и интеллектуальных продуктов. Мы сохранили право на образование, но не смогли развить стимулы для перехода на экономику знаний…

 

Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ