• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Решить проблемы Пенсионного фонда путем создания эндаумента

Евгений Ясин, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» дал интервью Российской Газете. 28 октября 2013 г.
Барель на старость.

Евгений Ясин, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики»

Так получилось, что пенсионная реформа стала центром тех мер, которые необходимо предпринять Россиипосле того, как миновала открытая фаза экономического кризиса. Мы вступили в новую полосу испытаний. Причем это касается не только нас, но и значительной части мировой экономики.

Почему я связываю все это?

Потому что главные события, критические для всей пенсионной системы, в Россииимеют шансы развернуться где-то между 2020 и 2030 годами. Именно тогда может резко вырасти дефицит Пенсионного фонда, а покрывать его за счет доходов от нефти и газа, как это делается многие годы, станет невозможным. Тогда могут разразиться чувствительные события в нашей стране.

Приведу две цифры. Дефицит Пенсионного фондав 2008 году составлял 900 миллиардов рублей. В 2020 году он должен добраться до величины больше 6 триллионов. Это очень большие деньги! Идет процесс, который тянется довольно длительное время, но мы никак не найдем на него подходящую реакцию. Момент, когда эта проблема обнаружилась, известен. Тогда у нас была снижена ставка нормы отчислений единого социального налога с 35,7 процента начисленной зарплаты до 26 процентов. По-моему, это был 2004 год. И сразу образовался большой дефицит, поскольку Пенсионный фондне был рассчитан к такому уровню поступлений.

Пенсионерам, конечно, выплаты не снижали. Идея, которую изначально заложили в создание Пенсионного фонда, продолжала работать. Он, напомню, был сформирован из двух частей. В одной сконцентрированы выплаты на уже имеющихся пенсионеров. В другой, накопительной, были средства, предназначенные для выплат будущим пенсионерам. Предполагалось, что со временем вторая часть вырастет и все большее число граждан будет получать то, что относилось к накопительным сборам. Я вспоминаю дискуссии тех лет о том, что выплаты этой части в конце концов должны возобладать, и это означало бы, что свои пенсионные счета люди формируют сами в течение всей жизни. Действительно, средства накопительной части создавали впечатление, что они сразу принадлежат тем, кто сегодня работает, а завтра будет пенсионером. На самом деле они формировались работодателями и государством.

Позднее обнаружилась еще одна проблема. Доходность средств Пенсионного фонда стала уменьшаться. Грянул экономический кризис, большинство ценных бумаг уже не приносили прежнего эффекта. Это означало, что нельзя, как рассчитывали раньше, ожидать, что скоро появятся приличные накопительные средства, которые позволят платить достаточно большие пенсии. Начали сокращаться и средства в распределительной части, которые позволяли рассчитываться по текущим долгам. Идеи, на которых была построена реформа пенсионного обеспечения, серьезно заколебались.

И тогда возникла новая. Давайте мы плюнем на эти завиральные идеи о накопительной и распределительной частях, забудем эту блажь! И, как в советское время, из налогов или других отчислений будем наполнять Пенсионный фонд, а он потом распределять эти средства среди пенсионеров. Да, система, сложившаяся в СССР, предполагала обязательство государства платить пенсии из своих доходов. А вы знаете, сколько тогда было пенсионеров? Всего 12 процентов населения. Сейчас — 28 процентов! В 2028 году ожидают, что число пенсионеров превысит число работающих. И население, скорее всего, не будет расти.

Тем не менее сейчас на очередном витке пенсионной реформы предложен в сущности советский вариант. Все эти коэффициенты, доли... Это способ решить основную задачу — пополнить распределительную часть Пенсионного фонда и предложить некий более или менее пристойный вариант повышения пенсионного возраста.

В сущности, этот вариант (его еще называют французским) начисления пенсии в зависимости от трудового стажа и целого ряда других показателей заставляет людей не спешить с выходом на заслуженный отдых. В результате сокращается потребность в выплатах из распределительной части. Облегчается ситуация с Пенсионным фондом. Заметьте: облегчается! При этом все его проблемы остаются при нем.

Предложенный вариант не решает ни одну из них, поскольку основные причины возникновения дефицита Пенсионного фондане устранены, его сбалансированность не обеспечена. И мы продолжаем оставаться под угрозой. Она лишь несколько отложена, но все равно висит над нами. И где-то в 2025 или 2030 годах все равно наступит острый кризис Пенсионного фонда, его дефицит достигнет слишком больших масштабов. И он обанкротится. Значит, все равно, хотим мы того или не хотим, но нам придется приступить к решению этой задачи. И чем раньше, тем лучше. И хотя это будет вначале связано с неприятными эмоциями, но зато в конечном счете мы избежим трагической развязки.

Что нужно сделать? Прежде всего понять, что нам рано или поздно придется не просто отодвинуть пенсионный возраст, но и согласиться с тем, что мы сами, не работодатель и государство, а мы сами должны делать взносы на свой пенсионный счет. В течение всей трудовой жизни, чтобы затем на склоне лет иметь средства, которые обеспечили бы нам сносный уровень жизни. Понимаю: многим с этим будет очень трудно согласиться. Но ситуация такова, что в мире есть только две страны, которые формируют пенсии за счет работодателей и государства. Одна — это богатая Австралия, и другая — не такая богатая Россия. Рассчитывать, что мы вдруг случайно разбогатеем, как Австралия, и сможем платить своим пенсионерам достойные деньги, вызывает большие сомнения.

Надо решаться! Думать дальше. На перспективу. А не заботиться лишь о сиюминутных сложностях, например, как в 2014 году прикрыть дыру в Пенсионном фонде. Как я уже предупредил, решения будут непростыми: не все их примут и поймут. Впрочем, как объяснять будем. Честно раскроем все карты и расчеты — поймут. Позаботимся, чтобы люди чувствовали поддержку, верили, что их вложения защищены, — примут. А в основе этих решений переход к Пенсионному фонду, куда каждый человек в стране (помимо работодателей) в течение всей своей трудовой жизни делает свои, «кровные», взносы. Причем из всех источников доходов, например, 20-30 процентов. Также необходимо будет создать эндаумент Пенсионного фонда, его целевой капитал. Он позволит формировать соответствующий фонд, и доходы от него будут зачислять на счета пенсионеров. Но это еще не все. Для формирования такого важного института как пенсионная система нужны еще и крупные вложения в этот эндаумент. О чем тоже необходимо серьезно подумать заранее. Например, в течение какого-то времени отчислять средства за счет доходов страны от нефти и газа, из других источников, имея в виду, что эти деньги можно направлять на инвестиции только при одном условии: доходы должны зачисляться на счета будущих пенсионеров. Я говорю об этом, чтобы у наших граждан не складывалось впечатления, что вообще нет решения проблемы. Оно есть. Просто с самого начала нужно договориться. Давайте смотреть, какое решение действительно годится для того, чтобы снять проблему с повестки дня. Понимаю, как будет трудно объяснять людям, что они сами должны откладывать деньги себе на пенсию, когда сегодня у многих нет возможности съездить в отпуск, купить квартиру. Как их убедить, что это необходимо делать? Во-первых, надо поднять зарплату бюджетникам, чтобы пенсионные отчисления не ухудшили их материальное положение. А как же остальные, спросите вы? В стране есть рынок труда. Бюджетникам платит государство. Но если в этой сфере устанавливается определенный минимум оплаты труда, в данном случае выше, чем сейчас, то он оказывает влияние на состояние рынка труда в целом. И предприниматели тоже должны будут своим работникам повышать заработную плату, если она низка, как в сельском хозяйстве или в текстильной промышленности. В нефтяной, в газовой отраслях, в металлургии не обязательно повышать. Там, может быть, и достаточно заработков.

И люди, отчисляя деньги на старость, начнут формировать свой инвестиционный капитал.

Свой! Для значительной части российского населения, а это по крайней мере 50 процентов, понятие «собственник капитала» вообще отсутствует. Его не было при советской власти, его нет сейчас. Но оно должно появиться, чтобы можно было решить все те проблемы, о которых мы с вами сегодня говорим. Вот и давайте думать. А не считать баллы, коэффициенты, надеясь, что таким образом мы решим проблему пенсионной реформы.