• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет и выпускники: формировать культурную среду

14-15 марта в НИУ ВШЭ прошел обучающий семинар «Взаимодействие университета с выпускниками: лучший международный опыт и перспективы развития в российских вузах». Комментирует директор по работе со студентами и выпускниками ВШЭ Татьяна Дубова.

— Татьяна Ферапонтовна, на кого был рассчитан семинар, кто принял участие в его работе?

— Семинар был рассчитан на сотрудников подразделений университетов, отвечающих за работу с выпускниками. Помимо сотрудников Вышки, отвечающих за это направление на факультетах и в кампусах, в работе семинара приняли участие представители двух десятков вузов России, среди которых пять федеральных университетов, а также негосударственные — Российская экономическая школа, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российский новый университет.

Глядя на список вузов-участников, можно сделать вывод, что задача установления долгосрочных отношений с выпускниками ставится сегодня преимущественно ведущими отечественными университетами. Отмечу, что для внешних участников семинар был платным.

— Расскажите, пожалуйста, какие задачи ставили перед собой организаторы семинара?

— Большинство российских вузов стоит сегодня в самом начале формирования сообществ выпускников, участвующих в жизни своих alma mater. Мы хотели дать комплексное описание существующих в мире подходов и таким образом помочь вузам выстраивать эффективную систему взаимодействия со своими выпускниками.

— Какие вопросы обсуждались в ходе семинара?

— В рамках семинара был рассмотрен практически весь спектр проблем установления долгосрочных отношений с выпускниками: создание Ассоциаций выпускников, привлечение выпускников к участию в волонтерских и благотворительных проектах, организация встреч и специальных мероприятий для выпускников, также обсуждались вопросы создания и развития единой базы данных выпускников и эффективных способов коммуникации между выпускниками и администрацией вузов.

Первый день работы был посвящен вопросам организации работы с выпускниками в нашем университете. Сотрудники Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Дарья Дрожжина и Иван Груздевподелились результатами мониторинговых исследований выпускников и работодателей. Руководитель Центра развития карьеры ВШЭ Ольга Борисова рассказала о привлечении выпускников в качестве работодателей и организаторов стажировок и практик для студентов. Оживленное обсуждение вызвала презентация социальной сети университета «Вышка Family», которая сейчас тестируется и будет запущена в ближайшее время. В конце первого дня участники семинара посетили благотворительный вечер студенческой организации МИЭФ ВШЭ «ICEF Outreach», основанной выпускницей Майей Клишо.
На следующий день состоялся мастер-класс известного международного эксперта, тренера и консультанта, председателя международной группы по взаимодействию с выпускниками (INTAL) Сержа Сыча. Ему удалось за 10 лет построить с нуля эффективную систему взаимоотношений с выпускниками в Центрально-Европейского университете, и его опыт признается американскими коллегами наиболее успешным в Восточной Европе.

— На ваш взгляд, оправдались ли ожидания участников от семинара?

— По единодушному мнению участников, семинар был не просто познавателен, но очень полезен практически. Участники не только расширили свои представления о существующих в мире подходах к работе с выпускниками, но и обменялись собственным опытом, познакомились с коллегами, что не менее важно. По мнению нашего основного спикера Сержа Сыча, который уже не один год ведет подобные семинары в Европе, наша аудитория мало отличалась по уровню осведомленности и продвинутости в этой области от университетов континентальной Европы. В связи с этим он предложил участникам подумать о создании российской ассоциации профессионалов в области взаимодействия с выпускниками и фандрайзинга, которая может войти в аналогичную международную сеть. Участники его поддержали и предложили Высшей школе экономики взять на себя инициативу по созданию в России такой ассоциации.

— Каковы основные сложности организации работы с выпускниками в нашем университете?

— Профессия alumni relations officer появилась в англо-саксонской системе образования более 100 лет назад. В нашем университете традиции системной работы с выпускниками только формируются. Главная задача нашего центра, — организовать общеуниверситетскую историю, прежде всего, за счет организации системы поддержки и обмена лучшим опытом. У нас нет сотрудников на факультетах, которые занимались бы только выпускниками и студентами, каковые есть в других вузах, ответственные за внеучебную работу со студентами и выпускниками совмещают эти функции с преподаванием или другой административной работой.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития системы взаимодействия с выпускниками в нашем университете?

— Мы стараемся продвигать созданную недавно Ассоциацию выпускников ВШЭ, готовим совместный проект с Банком ВТБ24 по выпуску кобрэндинговых карт. Обсуждаем программу лояльности с выпускниками, готовыми предоставить привилегии в своих компаниях членам ассоциации. В свою очередь, университет в рамках этой программы, готов предоставлять членам ассоциации скидки на программы дополнительного профессионального образования. У нас еще много планов, но главное — последовательность и преемственность.
Сейчас уже стало понятно, что начинать работу надо не с выпускников, а с будущих выпускников — студентов, пожалуй, даже еще раньше — с абитуриентов. По нашей инициативе выпускники уже три раза встречались в Парке Горького, в прошлом году Парк стал местом общеуниверситетского праздника Вышки, и этот формат, кажется, всем понравился. В этом году мы хотим положить начало еще одной традиции — общеуниверситетского вручения дипломов. Не буду пока раскрывать все секреты, скажу лишь, что церемония вручения дипломов выпускникам Высшей школы экономики должна стать незабываемой для всех. Наша задача формировать уникальную притягательную культурную среду, принадлежность к которой имеет высокую ценность.
 
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ